Гагарин Анатолий Станиславович

Доктор философских наук, Руководитель Экспертного клуба Свердловской области, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета (УрФУ), директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов (г.Екатеринбург)

  

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022)

Работа главы Екатеринбурга Алексея Орлова после того, как он перешёл годовую отметку – и с весьма высокими оценками, данными экспертами разного уровня, – постепенно перестала сопоставляться с работой его предшественников. Конечно, иногда кое-кто из пишущей братии вспомнит, «как было раньше», но в целом это уже явный моветон.

Стиль работы Алексея Орлова реально отличается от стиля прежних градоначальников. Во-первых, времена другие – и политические расклады другие. Сегодня глава города – влиятельный представитель ближнего круга губернатора. Прежние изощрённые и изнурительные для бюджетов битвы пиар-команд не востребованы, конфликты, как технология продвижения своих программ, не нужны. Во-вторых, весь этот арсенал «громокипящих» баталий не свойственен самому Орлову, его стилю управления. За время его работы в областном правительстве эксперты смогли увидеть (а чиновники – ощутить на себе), что метафора «система работает, как часы» является инструкцией к действию и для самого Орлова, и для его подчинённых.

Перейдя на работу в администрации Екатеринбурга, Орлов учёл все ошибки своих предшественников, интегрировал в свою деятельность «свободолюбивые» традиции городского сообщества, создав Союз неравнодушных горожан, если говорить с долей иронии – свой СНГ.

Участвуя в работе этого Союза, могу отметить особый деловой настрой, который был принят как доминирующий всеми его участниками. Это позволило не только обсудить, но и решить многие спорные вопросы (хотя и не все проблемы, но при этом без прежнего «хайпожорства» со стороны тех, кто недоволен).

Отмечу, что Екатеринбург стал лауреатом премии Финансового университета при Правительстве РФ в области качества жизни как лидер по темпам развития сферы образования. Это прошло не замеченным, но это – оценка реальных достижений, к которым мы стали привыкать.

Мы перешли от риторики постоянных ристалищ и битв к обсуждению реальных городских проблем без излишнего политизирования, как говорится, «без набрасывания пуха». На днях завершился городской конкурс проектов инициативного бюджетирования, который в этом году было решено проводить дважды, поскольку интерес горожан оказался велик, и бюджетные возможности города позволили поддержать гораздо больше заявок, чем в прошлом.

Полагаю, что выбранный Алексеем Орловым метод постоянного диалога со всем городским сообществом, трезвая оценка возможностей и последовательное движение вперёд (как в известной апории Зенона об Ахиллесе и черепахе) ещё покажет преимущество такого стиля управления в сложном и динамичном мегаполисе – в Екатеринбурге.

 

Март 27, 2017| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2017)

С приходом во власть Екатеринбурга Евгения Вадимовича Ройзмана  сложилось противоречие, которое с самого начала было понятно экспертам. Ройзман является общественной фигурой, но не политической. Это очень важный момент, если разделять сугубо политические и общественные ресурсы и определенные возможности. Если рассматривать Ройзмана в качестве политической фигуры, некий элемент неполноценности здесь присутствует, при всей универсальности Ройзмана и его определённой пластичности – умении попадать в незанятые ниши. Тем не менее, с ролью политического лидера, в данном случае главы Думы и соответственно главы города, мне кажется, он не до конца справляется. В силу разных причин. На мой взгляд, ему необходимо было оставаться в той нише, которую он ранее прекрасно и удачно занимал: эдакий общественный лидер, некий взгляд со стороны, что называется – третья сила. Тем более в существовавшем противостоянии между городом и областью он умел красиво лавировать от одной стороны к другой, сохраняя какую-то более-менее независимую позицию и выражая мнение определенной части населения, критически настроенной к власти. Когда он сам стал властью, ему необходимо было занять какую-то определённую позицию – города или области. Или, что было бы для него предпочтительно – сохранить некую дистанцию. Но, поскольку должность над ним довлела – он вынужден был определиться, что он и сделал, и стал рупором городской администрации. Надо сказать, что предлагаемые тезисы он озвучивал довольно коряво, что привело к потере им значительной части электората, которая верила в него и в реализацию его предвыборных обещаний. Поскольку программа была заведомо нереализуемая – ни одного обещания он не воплотил в жизнь. И по большому счёту, нужна эта программа была только для того, чтобы выступать в пику конкуренту на выборах главы города Якову Силину и наращивать свой авторитет. Его победа была, похоже, и для самого Евгения  неожиданностью, хотя и с мизерным перевесом в 3%. Ройзман оказался в растерянности, и поэтому начал делать в 2013 году массу неловких заявлений типа «нам не нужен чемпионат мира по футболу», ЭКСПО и другие международные мероприятия, что вызвало даже недоумение у главы государства Владимира Путина, который высказался в том ключе, что если Екатеринбург не хочет мероприятий, то их можно перенести в другие города. Неловкую попытку Ройзмана сохранить свою независимость усугубили неуклюжие высказывания в защиту городской администрации, которые блогеры и журналисты разобрали на цитаты. Например: «грязь не на улице — грязь в душе».

Избрание на пост главы Екатеринбурга, на мой взгляд, подорвало политическую карьеру Ройзмана. Конечно, определённый авторитет в достаточно узком кругу фанатов он ещё сохраняет. Но политических перспектив я уже не вижу. Сейчас, когда город и область фактически слились – Ройзман оказался не нужен ни тому, ни другому лагерю. Если раньше его использовали в качестве «тарана», общественного лидера, для озвучивания тезисов, которые не могли озвучить сами, то теперь это не нужно. Поэтому Ройзман сейчас уехал в Израиль, как бы лечиться. При этом он делает заявления, что пойдёт на выборы губернатора, что тоже очень характерно для Ройзмана – заявить, что у него всё заряжено, «штаб работает», но зная экономичность Ройзмана, вряд ли он как-то вкладывается в свою будущую избирательную кампанию. Как глава города – при том, что вся власть сосредоточена в руках другой настоящей работающей «головы» — руководителя администрации Екатеринбурга Александра Якоба, Ройзман в большей степени должен и может, как председатель местной Думы «управлять» процессами внутри неё. Но делает это оригинально, что часто выражается в оскорблениях своих же собственных коллег. Всё это не прибавляет ему бонусов в качестве политического лидера: из коротких штанишек общественного деятеля он так и не вырос. Он остался блогером-общественником. Думаю, второй раз шанса избраться в руководство города – ни главой Думы, ни главой администрации, ему не дадут. Зная его непредсказуемость, импульсивность, способность легко менять позиции, как он сам об этом говорит «переобуваться в воздухе», никто такую должность ему не предоставит. Впрочем, маленький шанс все-таки просматривается — если сохранится потребность в декоративной, демонстрационной фигуре без реальных рычагов управления.