Васильев Максим Сергеевич

Заместитель директора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ

 

 

Комментарии эксперта:

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

В Курске идёт период снятия ограничений и возвращения к привычной жизни. И это непростой процесс. Курск довольно успешно пережил момент самоизоляции, но, как и все российские города, столкнулся с большой усталостью горожан, которые под конец пика эпидемии стали пренебрегать защитными средствами.

Городу всё же удалось удержать ситуацию в определённых рамках. Прироста заболеваемости действительно нет, а городские больницы готовы к приёму пациентов.

Экономическая и деловая активность города в целом возросла. Многие предприниматели получили компенсационные выплаты на зарплату сотрудникам. Отмечу, что предпринимателям, которые действительно смогли сохранить рабочие места, город всячески способствовал в подготовке необходимых документов на выплаты, и информационно в том числе.

Открыты дежурные группы в детских садах, их количество увеличивается. Готовы к летним сменам, хоть и в закрытом режиме функционирования, муниципальные лагеря для летнего отдыха детей, что даст возможность родителям восстановиться после тяжелого времени.

В целом можно оценить на твердую «4+» деятельность мэра города Виктора Карамышева. Если и есть какие-то недоработки, о них можно говорить в сравнении с невероятно идеальными показателями. На мой взгляд, по многим параметрам Курск занимает место в десятке лучших областных центров.

 

Орёл, как и многие российские города, уходит от двухголовой системы управления. Логика ясна – прежняя система показала свою неэффективность и постоянный конфликт «а кто главнее», кого называть мэром, а кого – главой администрации (есть регионы, где мэром считается сити- менеджер, а где-то председатель городского парламента называет себя им).

Орёл не стал исключением: борьба за первенство между одной головой и второй идёт уже долгие годы, начиная со времен, когда в городском совете было поровну депутатов от КПРФ и от «Единой России». Депутат был независимый, его голос был ценным, он получал самые большие политические (и думаю, не только) с этого дивиденды.

Сегодня Новиков спорит с Муромским, выносит ему выговоры за неверно поданные декларации, то есть ситуация в любом случае напряжённая, даже в самых лояльных регионах между сити-менеджером и мэром хороших тандемов не получалось. Поэтому выход из этой ситуации один: определиться с единым руководителем, убрать двухголовую систему, тем более, что Орёл для этого – регион непростой: губернатор – коммунист, а большее количество депутатов всё-таки представители «партии власти». До этого было наоборот, губернатор и мэр – «единороссы», а большинство в думе – коммунисты.

Это внутреннее противостояние приводило к тому, что Орёл был одним из самых депрессивных муниципальных образований с жуткими статистическими показателями.

Сегодня Орёл преображён, он выходит в топ по благоустройству ведущих городов Черноземья, и ему действительно сегодня есть, чем гордиться. Не по сравнению с другими городами, потому что всё-таки упущенное время нужно навёрстывать, а по сравнению с тем ростом и потенциалом, который сегодня там есть.

Кто выиграет от перехода «двухголового» Орла к единому началу (где глава администрации и мэр будет единой фигурой), покажет время. Но думаю, что нынешний мэр Новиков имеет все шансы стать фигурой, которая объединит два городских функционала в едином статусе, стать полноценным главой города Орла.

 

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

С появлением коронавирусной инфекции и ухудшением эпидемиологической обстановки в регионах президент досрочно наделил губернаторов расширенными полномочиями. Их задача, в соответствии с происходящим на доверенной им территории, была такой – обеспечивать защиту населения и функционирование основных институтов власти и в целом основных субъектов жизнедеятельности региона, а также держать ситуацию под контролем. И максимальное обеспечение, приближенное к нормальным условиям жизни в городах и в областях, губернаторы в целом по стране с определенным люфтом обеспечили. Кто-то справился классически и минимизировал потери, кто-то не успел сориентироваться вовремя и допустил большое количество заражений.

Что касается Курского региона, то он находится в средних показателях. Я думаю, что отчасти в этом «заслуга» уже бывшего руководства системы здравоохранения области, которое губернатор сменил именно в связи с неудовлетворительной работой в эпидемиологической ситуации. Ряд допущенных ошибок сдвинул регион с верха до середины «скорбного списка».

Эти ошибки носили системный характер, заключались в том, что не было вовремя обеспечено мест для приема больных именно вирусом. Большое количество людей с подозрением было определено в разные больницы, что повлияло на разрастание эпидемиологических очагов и в конечном счёте на распространение по региону коронавируса. Вовремя не было приобретено необходимое оборудование для больниц. В этой связи губернатору приходилось в ручном режиме взаимодействовать с врачами и лично встречаться с рядовым медперсоналом, что в целом неплохо и правильно для главы региона. Он сам вникал в эти проблемы, когда понял, что придётся в ручном режиме решать задачи здравоохранения и учитывать аналогично непростую картину на всех других направлениях жизнедеятельности региона, связанных с кризисной ситуацией.

В результате в руководящих областных структурах появились новые лица. Это новый заместитель губернатора с достаточно большим опытом, вызванный из московского региона. Он уже начал активно исправлять ошибки предшественника, но ситуация по-прежнему очень сложная.

На фоне пандемии просела экономическая ситуация, власти получают множество жалоб от предпринимателей. И это – головная боль руководства региона, потому что из-за эпидемиологической ситуации возможность возвращения всех направлений бизнеса на рынок пока невозможно. Переносятся сроки открытия летних площадок, ресторанов, и этот сегмент бизнеса сегодня находится в очень тяжёлых условиях, так как в крупных торговых центрах, которыми изобилуют наш регион, достаточно большие площади занимают именно рестораторы. Сегодня из-за отсутствия арендной платы этот бизнес не имеет возможности вовремя рассчитываться с кредитами, ну и за это цепляется целый клубок проблем.

К сожалению, ещё находятся достаточно безответственные люди, пренебрегающие мерами предосторожности и средствами защиты, которыми необходимо пользоваться беспрекословно – носить маски и соблюдать дистанцию. Это также усложняет общую ситуацию и отдаляет столь желаемые всеми этапы смягчения режима повышенной готовности.

Надо отметить, что, несмотря на непростую в экономическом плане ситуацию, губернатор нашёл возможность осуществить дополнительную выплату семьям с детьми от 16 до 18 лет. Да, это небольшая выплата – 3 тысячи рублей, но с тем бюджетом и в той экономической ситуации, которая сегодня сложилась по всей стране, это правильное решение.

Ещё один плюс – в регионе не секвестированы федеральные проекты, связанные с финансированием области и города, хотя это достаточно весомая и ощутимая финансовая нагрузка. Ни один проект муниципального и регионального бюджета, связанный с благоустройством общественных территорий, намеченная модернизация мест общественного пользования, коммуникации в жилищно-коммунальном хозяйстве, капитальный ремонт многоквартирных домов – ничего не закрыто. Те обязательства, которые бюджет взял на себя до кризиса, выполняются в полном объёме. При этом ни кредиторская задолженность, ни бюджетные задолженности не растут. И в целом до конца года наполнение бюджета просматривается, активно проводятся конкурсы на продажу земельных участков, очень грамотно были проведены проекты передачи объектов культурного наследия инвесторам под реконструкцию. В общем, тот аспект жизни региона, который не виден на первый взгляд, который находится за ширмой общественного внимания, не прекращает своё движение.

Сейчас перед руководством стоит не менее сложная задача – дать максимальные возможности пострадавшим видам и секторам бизнеса открыть свои двери, при этом соблюдая максимальный уровень безопасности для населения. И эта стратегия уже обретает реальность – с 22 июня в области начали открываться первые летние кафе. Жизнь продолжается.

 

Губернатору Орловской области Андрею Клычкову неожиданно для многих удалось «расшевелить» регион. Орёл был всегда экономически неактивным и считается достаточно депрессивной территорией, хотя лично я с этим не согласен. Им просто не везло с губернаторами. Все говорят, что Егор Строев был мощным губернатором, тяжеловесом, его сравнивали с Евгением Савченко, но хочу сказать, что при Строеве была междусобойщина, ограниченный пул игроков, которые блюли сугубо свои интересы, а важную для горожан, для потребителя работу просто не было видно.

Сегодня ситуация меняется. Людям нужны общественные пространства, общественные, массовые, спортивные, культурные мероприятия. В Орле всего этого никогда не происходило. Там самой главной достопримечательностью города был мегакомплекс корпорации Грин, которая проводила все общественные праздники, мероприятия, встречу Нового года, Дни города и прочие мероприятия. И многие орловчане говорили, что, если бы не было Грина, то не было бы Орла.

Сегодня мест притяжения для горожан намного больше. Общественные мероприятия стали проводиться масштабнее. Реконструированы парки, приводится в порядок набережная и в целом Орёл, как столица области, очень сильно преобразился. Заработали предприятия, в регион потекли инвестиции. Пока это ещё первоначальный этап. Но ситуация меняется к лучшему. До режима самоизоляции успел состояться, при стечении инвесторов и других заинтересованных лиц, может быть, и с коммунистическим красным окрасом, экономический орловский форум, давший толчок развитию и ожививший региональную повестку.

Конечно, сегодня эпидемиологическая ситуация в Орле – одна из самых сложных, если брать регионы ЦФО. Орловская область одной из первых отказалась от проведения Парада Победы –в силу понимания того, что скопление народа может привести к ухудшению ситуации в целом. Сегодня стоит вопрос даже об ужесточении карантинных мер в связи с происходящим. Губернатор не пытается замолчать масштабы и показатели заболеваемости, проблемы, переходящие в бедствие. Чётко, открыто об этом говорит и выстраивает политику и экономическую модель для того, чтобы справиться с текущей ситуацией. Хочется пожелать ему в этом удачи: от правильных региональных решений в целом зависит и ситуация во всей стране.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Спокойная размеренная жизнь российских городов осталась в прошлом. Сейчас всем, в том числе и главам муниципальных образований, пришлось научиться жить в новых условиях пандемии коронавируса. Обстоятельства, с которыми они никогда раньше не сталкивались, заставляют принимать нестандартные и зачастую сложные решения.  

В Курской области режим «Повышенная готовность» был объявлен в конце марта. Глава областного центра Виктор Карамышев оперативно отреагировал на ситуацию – достаточно быстро были организованы дезинфекция общественного транспорта, общественных пространств, контроль над работой торговых точек. Безусловно, глава региона играет в этой ситуации первую скрипку, но ведь и поручения необходимо вовремя и качественно исполнять. На мой взгляд, Виктор Карамышев неплохо с этим справляется.

Одно из самых тяжелых последствий коронавируса – экономический кризис. Многим предпринимателям, оказавшимся в очень сложной ситуации, как никогд, нужна помощь. На муниципальном уровне принят ряд решений в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся арендаторами муниципального имущества. Им может быть предоставлена отсрочка по арендной плате за апрель-июнь 2020 года. Срок отсрочки арендаторы вправе предлагать самостоятельно, но не позднее 31 декабря 2021 года. Аналогичные меры предусмотрены и для тех, кто осуществляет торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, то есть киосках или павильонах. Впрочем, подобные решения приняли главы многих российских городов. А вот в Курске пошли дальше и решили не применять до 1 октября 2020 года штрафные санкции в отношении предпринимателей, которые ранее заключили договоры купли-продажи муниципального имущества, но в связи со сложившейся ситуацией не могут своевременно вносить платежи по договорам.

С просьбой о помощи к главе города обратились представители рекламного бизнеса, оказавшиеся в неоднозначной ситуации. С одной стороны, рекламный бизнес не попал в список наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, и работать им никто не запрещал, но, с другой стороны, рекламные услуги сейчас почти не востребованы. Встреча, проведенная Виктором Карамышевым с рекламщиками в режиме видеосвязи, дала возможность обсудить, чего ждут предприниматели, и чем может помочь город не в ущерб муниципальному бюджету.

Стоит отметить, что мэру пока удаётся пройти режим самоизоляции без серьёзных скандалов с участием подчинённых. В ряде российских городов – например, Новороссийске или Димитровграде – чиновники засветились на шашлыках, нарушив пресловутый режим самоизоляции. В Курске подобных вечеринок муниципалы себе не позволяют, равно как и провокационных высказываний, как это было в Липецке – там граждан, которые в условиях режима самоизоляции продолжают собираться в большие группы, назвали гопниками и людьми со «слабым умом». Видимо, команда Виктора Карамышева очень хорошо понимает, что на муниципальных чиновниках лежит большая ответственность за каждое слово и поступок.

Впрочем, один скандал в мае в Курске случился, но мэрия смогла быстро «отыграть» ситуацию. Местные СМИ рассказали о закупке двух дорогостоящих автомобилей, что в непростых экономических условиях вызвало шквал негативных комментариев в соцсетях. В тот же день глава города закупку отменил и поручил перенаправить высвобожденные средства на ремонт городских школ.

Это говорит о том, что руководство города не забывает о старых «докоронавирусных» обязательствах – в городе продолжается строительство новой школы, озеленение (некоторые проекты реализуются впервые), приводятся в порядок дороги. Кстати, сейчас городские власти не стараются делать вид, что всё хорошо, и недостатки, допущенные подрядчиком по той или иной программе, больше не обсуждаются кулуарно – претензии и требования сделать работу качественно озвучиваются  в публичной плоскости.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Оценка деятельности глав регионов в марте-апреле напрямую зависит от грамотности управленческих решений регионом в тяжелой экономической и в целом тяжелой моральной ситуации, связанной с шествием по планете коронавируса. Президент Владимир Путин предоставил руководителям регионов право принимать самостоятельные решения, связанные с уровнем изоляции, отдельными видами экономической поддержки субъектов малого бизнеса и граждан, работающих и проживающих на вверенных главам территориях.

Мы видим, что палитра принимаемых решений неоднородна. Она колеблется от тотального закрытия всего и вся (как в Чеченской республике) до практически полной свободы за исключением определённых требований, связанных со средствами личной защиты (как в Белгородской области).

Курская область, за которой я наблюдаю пристально, выбрала, скорее, позицию немного в сторону «закрытой тактики» от середины, если рассматривать общероссийские форматы режимов жизнедеятельности регионов на образной шкале – от самой свободной к самой закрытой.

При всей адекватности мер, ужесточение режима в Курской области вытекает из прироста количества заболевших – более 20 человек ежедневно. Ситуация вызвана тем, что в Курской области много очагов заражения – практически в каждом районе есть больной. Это связано с сильно истерзанной безграмотными решениями предыдущего губернатора экономикой, вследствие чего большое количество курян, особенно жителей районов, работали в Москве на неквалифицированных строительных специальностях. Вспышка в Курской области стала заметна как раз после того, как Сергей Собянин остановил строительный комплекс Москвы, и люди стали возвращаться в регионы, навещать родных и друзей.

Сегодня на территории Курской области введены маршрутные листы. Несколько больниц в плановом порядке переоборудуются под центры приема больных коронавирусом, работает горячая линия, которая помогает найти ответы на многие вопросы, которые возникают и у предпринимателей, и у семей, оставшихся на это время без работы.

Сказать, что Курская область отметилась прорывными решениями, и глава региона как-то выделяется среди других губернаторов, нельзя. Но надо отдать должное: и глава региональной столицы, и губернатор стараются своевременно принять меры, отвечать на вызовы ситуации. Крупные предприятия региона, такие, как ГОК и атомная станция, работают в штатном режиме. Единственное большое напряжение связано с темой открытия стоматологических кабинетов и салонов красоты – это просьба не только предпринимателей, которые не могут нормально работать, но и граждан, которые не могут нормально постричься и получить другие услуги. Необходимость решения по среднему бизнесу назрела.

Готовятся определенные меры в преддверии отопительного сезона, они позволят избежать форс-мажора, когда плато инфекции будет пройдено. Команда губернатора сосредоточена на изучении этой новой для всех ситуации в целом. Меры принимаются не сильно явные, но масштабы просадки экономики региона уже серьёзно анализируются. Изучается и ситуация, в которую попал малый бизнес.

Так, во всех документах федерального уровня, связанных с арендными каникулами для предпринимателей, использующих федеральное или муниципальное имущество, совершенно забыли о 159 ФЗ, который позволял малому бизнесу выкупать государственные объекты в случае долгосрочной аренды с рассрочкой до 5 лет. Платёж там намного выше, чем платёж аренды, и при просрочке платежа на два месяца объект изымается без возврата уже заплаченных средств. Сегодня, с остановкой бизнеса, опасность потерять всё реально нависла над предпринимателями. Курский регион первым выступил с инициативой предусмотреть каникулы по оплате выкупа муниципальных помещений по 159-му закону и предлагает государству отметить это на федеральном уровне. Ведь во многих других регионах главы боятся принимать самостоятельные решения и ждут, когда они спустятся сверху.

В целом ситуация на фоне коронавируса в Курской области стабильно сложная – без перегибов и провалов. В практике передвижения людей и ограничений в этой связи регион пошёл по мягкому сценарию. Полиция работает на уровне профилактики и разъяснения – это дает определённые результаты. Школьная система функционирует в штатном режиме. Дистанционное обучение происходит в разных форматах, часто каждый класс отрабатывает индивидуальный план и формат. В целом нареканий мало, в основном, они связанны с недостатком техники в семье.

Система здравоохранения испытывает определённые сложности. Некоторые новые руководители больниц не успели сработаться с коллективами. Но, несмотря на некоторые шероховатости, систему здравоохранения удалось мобилизовать. Коечный фонд дополняется до нужного объема, закуплены дополнительные аппараты ИВЛ, контроль над заболевшими людьми достаточно серьёзный, можно сказать, адресный, так как регион небольшой.

Власти воспользовались ситуацией, связанной с отсутствием людей и машин – повсеместно начат ямочный ремонт, усилены другие работы, которые могут проводиться в сегодняшних условиях. Строительному комплексу придан дополнительный вектор силы, чтобы максимально использовать ситуацию. Администрациям всех уровней удалось выстроить работу на удалёнке. Сегменты управления, работающие для граждан, трудятся полноценно. Единственное – ограничен полностью приход граждан в административные здания. Но, думаю, после этой чрезвычайной для всех ситуации будет пересмотрен режим работы многих организаций в пользу онлайн-формата: во всяком случае, такой формат получился в регионе работоспособным и в дальнейшем явно будет использоваться.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

Липецк – город с очень серьёзным потенциалом, с учётом расположенного там металлургического завода и в целом сильной промышленности региона. Порядка 10 лет назад Липецк начал мощно развиваться и смотрелся намного красивее и опрятнее, чем города такого же размера и с такой же стартовой позицией. Но потом, на мой взгляд, из-за не совсем верного управления, развитие Липецка стагнировало, он стал уступать другим – тому же Белгороду (именно с ним, ярким и успешным, сейчас постоянно сравнивают другие города регионов Черноземья).

Но у Липецка были все шансы: новый мэр Евгения Уваркина вышла из бизнеса, из достаточно сложного направления – сельского хозяйства, в котором она показала серьёзные результаты, и сегодня, судя по преображению Липецка, она мыслит и выстраивает действия верно. Это – трудоголик, работа которого даёт довольно быстрые и качественные плоды.

В течение года все запланированные ранее объекты городской среды были не просто сделаны, а сделаны на очень высоком уровне. Ей удалось убедить собственников Липецкого металлургического завода вложить очень серьёзные средства в городскую инфраструктуру. В частности, в огромный парк на острове, который долгие годы был заброшен, где с советских времён мечтали сделать большую зону отдыха для горожан, но так и не занимались этим вопросом. Сегодня практически без участия бюджетных денег там строится очень перспективный проект – это будет и парк, и место для проведения различных фестивалей, соревнований – и по водным видам спорта, и автокроссов, и openair-мероприятий.

Город решает вопрос по привлечению сюда молодых архитекторов федерального уровня для развития уже существующей городской застройки и новых кварталов. В целом липчанам мэр нравится, они связывают с Евгенией Уваркиной большие надежды. А у мэра Липецка есть определенные планы: привлечь инновационными локациями до миллиона туристов в год – то есть развить внутренний туризм центрального Черноземья, что, несомненно, скажется на развитии и благосостоянии Липецка в лучшую сторону.

Конечно, не утихает политическая жизнь. Недавно было принято решение о переходе всех округов на одномандатные выборы (депутаты будут избираться по мажоритарной системе), что вызвало бурю негодования со стороны коммунистов. Они даже провели какую-то акцию – «похоронили день голосования», потому что при новой системе преимущество будет только у сильнейших кандидатов, а большинство таких кандидатов – в правящей партии. И, с одной стороны, мы наблюдаем недовольство оппозиции, а с другой – эта ситуация даёт надежду на то, что тот вектор развития, который сегодня в Липецке выбран (а всё реализовать за короткий срок невозможно), будет продолжен. И инвесторы, которых удалось привлечь Уваркиной помимо ЛМК, будут уверены, что не зря вкладываются в развитие региона и его столицы.

————————

Начало года было богатым на значимые события, касающиеся города Курска и лично Виктора Карамышева. Причём информационные поводы были совершенно разными, но однозначно «громкими» – от небывало масштабного празднования Нового года и Масленицы на Театральной площади до крайне опасной темы с сокращением трамвайных маршрутов.

Тема праздников изначально не могла быть провальной – куряне никогда не видели, чтобы городские власти уделяли столько внимания украшению областного центра и организации мероприятий, причём не потратив серьёзных средств из горбюджета.

Новый глава Курска сумел привлечь спонсорские деньги на эти цели, что неплохо сказалось на его имидже. Кстати, этот же стиль был замечен наблюдателями и в связи с благоустройством города: многие проекты запущены сегодня за счёт предпринимателей, а не бюджетных средств, достаточно большое бизнес-сообщество верит мэру и вкладывает деньги в город, чего ранее не наблюдалось.

Огромный резонанс у курян вызвала тема, посвященная трамвайному сообщению в городе. Надо отдать должное Виктору Николаевичу – он сумел вовремя отреагировать на запрос населения и принять очень непростое для властей решение о полном сохранении в Курске трамвая, несмотря на убытки, которые сейчас приносит этот вид транспорта.

Открытость власти и обсуждение с горожанами значимых вопросов – это тренд, который пришёл в Курск с новым мэром и сейчас продолжает активно развиваться. С активистами и общественниками обсуждали дизайн-код, правила благоустройства, уже упомянутые мной трамвайные маршруты.

Очень повезло властям города в этом году – зима была бесснежной, и традиционно проблемная уборка улиц от снега прошла весьма спокойно. Однако скандалы с порывами теплосетей, которые в начале года попали даже в федеральную повестку, сказались на оценке, которую дают горожане властям. Безусловно, глава города отработал ситуацию полностью – побывал лично на местах всех аварий, неоднократно поднимал вопрос о реконструкции теплосетей перед собственником – курским филиалом ПАО «Квадра», но вопрос пока не закрыт, и он обязательно проверит на прочность местные власти ещё не один раз.

Напомню, Карамышев пришёл в город после 10 лет руководства предыдущего мэра, четко встроенного в команду бывшего же губернатора. У людей накопилась определенная усталость от власти, хотя тогда и отмечались некоторые точки роста – задел по строительству дорог, социальных объектов. Как действующий депутат разного уровня (и областной думы, и Государственной Думы), Карамышев много работал с обращениями граждан и понимал, что необходимо людям. Поэтому с первых с дней в должности мэра он начал реализовывать насущные задачи: город стал качественно убираться, появились места, оборудованные для досуга, центральные улицы и парки стали украшаться под праздники, появились ярмарки, ставшие местом притяжения горожан. Но всё это, тем не менее, вызывало определённое недоверие. Некий «синдром Собянина», как называют его современные политологи, он же – «синдром джина», когда тысячу лет ожидаемого джина из сосуда убивают сразу после освобождения оного. С такой ситуацией на первом этапе и столкнулся Карамышев – все его инициативы встречали недоверие со стороны граждан.

Но так как развитие не прекращалось изо дня в день, последовательно и очень грамотно была перестроена и работа администрации, можно сказать, переломный к лучшему для Карамышева момент произошёл. Он убрал ненужные комитеты и департаменты, какие-то из них объединил, перераспределил функционал, и система работы администрации сегодня более динамична и слажена. Несмотря на опасения некоторых чиновников, практика показала, что это были правильные решения. Один из примеров – Комитет экологической безопасности Курска. Его полномочия всегда относились к субъекту, но поскольку такой комитет существовал, то часто полномочия перекладывались на город, которому вменялись определенные задачи, не подкрепленные финансированием, а самое неприятное – и ответственность, в связи с чем город испытывал определенные проблемы. Сегодня Комитет упразднен: часть функций города – содержание парков, скверов – переведено в другой комитет.

Очень сильно выросло дорожное хозяйство. Был принят закон об агломерации с Курским районом, получено финансирование, построены новые дороги и расширены существующие. Был создан комитет дорожного хозяйства, поставлен грамотный руководитель, что даёт хорошие показатели.

В общем, сегодня город может записать в свой актив большое количество решенных задач, наличие многих заделов и направлений, слаженную работу с губернатором. Всё это уже дало дополнительное наполнение бюджета почти на 2 млрд рублей, что также благоприятно сказывается на всей работе города.

Было снесено и сносится большое количество ветхого аварийного жилья, которое выглядело зияющими заброшенными (как в Припяти) кварталами. Сегодня эти площадки готовят под новую застройку или организацию скверов.

В целом подход к жизнедеятельности города изменился, и сегодня снос объектов означает организацию парковок и стоянок, а не новое строительство, способное перегрузить инфраструктуру, особенно центральной части города.

Поэтому рейтинг мэра среди населения растёт. Карамышев открыт, ведёт соцсети, продолжает отвечать на вопросы горожан, старается на них реагировать.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Ситуация в Татарстане сегодня вызывает особый интерес политологического сообщества, так как заканчивается очередной срок правления руководителя республики, и дальнейшая профессиональная судьба Рустама Минниханова на данный момент не прослеживается чётко.

Он достаточно ярко отработал три срока, у него есть интересные кейсы федерального уровня, где регион ставится в пример не только как политически, но и экономически стабильный и развитый. Но в Конституции Республики Татарстан сказано, что её руководитель может избираться только на два срока. Первый срок Минниханов вроде бы и не избирался, а был одобрен региональным парламентом по представлению Владимира Путина – с натяжкой, с оговоркой можно трактовать, что это были и не выборы…

Кроме того, Татарстан – единственная республика РФ, где должность руководителя официально называется «президент», что противоречит федеральному закону, по которому в субъектах Федерации не может быть президентов. На это не обратили должного внимания в Татарстане, глава которого до сих пор называется президентом, объясняя это участием в большой международной повестке. Здесь видна очень яркая приверженность национальным внутренним интересам (например, необходимость изучения национального языка в школе). И в принципе во главу угла ставятся внутренние особенности, чего не скажешь про другие республики РФ, которые больше ориентированы на Москву, где элиты и общество настроены на понимание того, кто в стране главный, и что национальная республика входит в состав Российской Федерации. Так происходит в Чечне, и это совсем не показная лояльность, что особенно чувствуется при погружении во внутренние дела этой республики. Пример Дагестана под успешным в плане поддержки населения руководством Владимира Васильева показывает, что не обязательно руководителем национальной республики должен быть представитель именно этой республики. И эта практика говорит тоже не в пользу Минниханова. Но если в Дагестане мы наблюдали серьёзную коррупционную обстановку, и нужны были резкие меры, то в Казани предпосылок к этому нет.

Минниханов – серьезный политический тяжеловес, и вероятность продления его полномочий как главы весьма велика. В любом случае, как сильный хозяйственник, он может рассчитывать на весомый экономический материал, который его призовут развивать (например, компания «Татнефть» или что-то соразмерное). В любом случае, без дела Минниханов не останется.

———————

Калужская область в минувшую зиму поддала жару и красок в общеполитическую повестку. Один из старожилов региональной политики, с 2000 года управлявший калужской территорией, Анатолий Артамонов ушёл в отставку. Она ожидалась давно, но региональные экономические показатели обеспечили Артамонову политическое долгожительство.

После отставки губернатора стали слышны возгласы о том, что экономического чуда не было, и развитие региона – дутое, что отвёрточное производство и налоговые льготы для иностранных компаний не дают эффекта и не оправдывают ожиданий. Я с этим не согласен. Калужская область сегодня очень выгодно отличается от себя 20-летней давностиДа, Калуга не избежала ошибок, как, например, семимильными шагами прогрессирующая Тульская область, но именно Калужская область первой в ЦФО начала интенсивно развиваться и задавать темп этого развития. Я бы здесь не умалял заслуги Артамонова, которые подтверждены реальными цифрами.

Впрочем, теперь Калугу ждёт новая эра: грядут выборы всех уровней власти – и губернатора, и регионального парламента, и муниципальных депутатов в Калуге. Передел политического и экономического влияния может быть очень серьёзный.

Появление здесь в качестве исполняющего обязанности губернатора бывшего мэра Обнинска Владислава Шапши предвещает усиление влияния на Калужской территории компании «Ростатом». Не самый худший партнёр для региона. Думаю, в этой связи следует ожидать и позитивной повестки. Ну, а факт перехода Артамонова в Совет Федерации, конечно, ослабляет его влияние на бывшей подведомственной территории.

———————

Новый губернатор Роман Старовойт и его команда в Курской области пользуются сегодня огромным доверием населения. Оно устало от фактического уничтожения региона при г-не Михайлове. В историческом знании есть понятия «аракчеевщина» и «биронщина», в новейшей истории в лексиконе политологов появилось новое нарицательное определение – «михайловщина», означающая упадок, разруху, уничтожение – всё это пережила Курская область при прежнем руководителе.

В наследство новому губернатору остались такие надрывные точки, как «Мираторг». Поскольку во времена управления Курской областью Михайловым никто не контролировал покупку и приватизацию сельхозземель, на момент прихода интересного Михайлову инвестора в лице «Мираторга»  территории для освоения не осталось. Все лакомые кусочки были разобраны либо местными агроинвесторами, либо другими акторами данного рынка, и в результате давления на муниципалитеты локация инвестиционных проектов «Мираторга» сосредоточилась в неуместных для этого предприятия местах. В частности, в буферной зоне известнейшего на весь мир Курского заповедника и недалеко от северного фаса Курской дуги, где построен один из серьезнейших мемориалов памяти павших в Великой Отечественной войне. Общественность в прямом смысле восстала и не дала «Мираторгу» реализовать свои неэкологичные и не сильно интересные в маржинальном аспекте для региона проекты.

Некоторые эксперты расценивают такое развитие событий как своеобразный минус губернатору, ведь «Мираторг» считается компанией-инвестором. Но я и как эксперт прекрасно понимаю, что «Мираторг» нельзя считать великим инвестором, так как изначально он имеет налоговую льготу, земли забирает за бесценок и проявляет максимальную экономию при строительстве своих комплексов. Те инвестиционные показатели, которые демонстрирует «Мираторг» в случае размещения своих объектов в крайне некорректных местах нашего региона (порядка 400 человек сотрудников и отсутствие налогооблагаемой базы), несопоставимы с ущербом для экологии, не говоря уже о других возможных минусах.

Предыдущий губернатор просто «слил» Курскую область, превратив её в сырьевой придаток. Сейчас в Курске строится линия глубокой переработки мяса, а до этого Курскую область воспринимали как третьесортный регион, где выращивают свиней, загрязняя экологию открытыми лакунами. Глубоко маржинальное производство открывали же в других субъектах.

Таким образом, Роману Старовойту с должностью губернатора Курской области достался большой клубок проблем, животрепещущих и электорально ёмких. Это свинарники «Мираторга». Это завод «Экотекс», который травит порядка 15% жителей Курска своими выбросами, а его руководитель ведёт крайне агрессивную политику и не спешит наладить взаимодействие с гражданами, страдающими от продуктов деятельности предприятия, которое, судя по всему, придётся закрыть. Проблемная тема – охранная зона заповедника, который, испугавшись свинарников «Мираторга», оперативно расширил зону «отчуждения», нанеся тем самым удар по частным собственникам, которые не могут теперь достроить дома. Ни федеральные органы, ни экологи не могут прийти к решению, предвосхищая эффект прецедента, дабы не развязать руки нерадивым чиновникам, близким к природоохранным уголкам – таким, как Байкал или Камчатка. Тем не менее, большое количество курян сегодня – заложники этой ситуации.

Поэтому, оценивая результативность губернатора Курской области, надо понимать, что это довольно сложно сделать по показателям, так как огромное количество практически нерешаемых задач Старовойт получил «в нагрузку» от предшественника. Помимо перечисленных, это ещё и износ тепловых сетей. Курск пережил очень серьёзные технологические аварии этой зимой, благо, она была тёплая. Но инвестирование в развитие и реконструкцию той системы сетей, на которую не обратил внимания Михайлов, невозможно.

На данном этапе Роман Старовойт не теряет свои позиции – кредит доверия ему ещё очень велик. Но сложные и болезненные для Курян проблемы, что достались ему по наследству, могут привести к определенным имиджевым и политическим потерям, если так и не удастся найти ключи к решению больных вопросов.

———————

В шаткой ситуации пребывает сегодня губернатор Смоленской области Александр Островский, стиль управления которого уже давно провоцирует кулуарные обсуждения его возможной отставки.

Напомню. Островский – фактически первый губернатор, занявший свою должность в итоге договоренностей Кремля с оппозицией. Смоленская область – достаточно сложный регион, где местный бизнес и элиты не прекращали выяснять отношения. Политическая результативность здесь сводилась к нулю. Так во главе Смоленской области оказался выходец из ЛДПР, бывший депутат Государственной Думы, человек, который в целом к управлению хозяйством и администрированию имел достаточно опосредованное отношение.

Не так давно, комментируя назначение М. Мишустина на должность премьер-министра,  Владимир Жириновский отметил, что ЛДПР поддержит кандидатуру Мишустина, и  главная причина поддержки – его профессия. Ведь стране нужны только инженеры на всех руководящих постах, в том числе на местах губернаторов, мэров и министров. Г-н Володин парировал, сказав, что Владимир Вольфович сам себе противоречит: мол, у самого Жириновского нет инженерного образования, хоть он у власти более 30 лет, да и у ставленника ЛДПР губернатора Островского образование историческое. Поэтому во всей этой ситуации очень удивляет позитивный комментарий со стороны Володина в отношении губернаторов. Возможно, это связано с некой корпоративной этикой, ведь, Островский – выходец из Госдумы. А Володин – человек «команды», и своих коллег он поддерживает, что в целом и правильно, но не правда.

Сегодня Островский, на мой взгляд, – один из самых слабых губернаторов. Он не соответствует современному тренду губернаторского федерального актива. А если кто-то не соответствует тренду – его оценивают по результативности работы на местах: по росту ВВП региона, инвестиционному климату, умению эффективно взаимодействовать с элитами, с обществом, по доверию граждан.

По всем перечисленным показателем в смоленском регионе есть недочёты. Островский держится исключительно на договоренностях Владимира Жириновского с федеральным центром. Но после истории с несогласованными выборами и консолидации усилий КПРФ по ряду регионов, я думаю, карт-бланш для Островского должен закончиться.

Сегодня мы наблюдаем за отставкой губернатора соседней Калужской области, ожидаем изменений, в том числе, в Белгородской области. Хотя, если сравнивать Калугу 2000-х с ней сегодняшней, то это два принципиально разных региона, как по экономической повестке, так и по показателям ВВП. Мы видим прогресс, развитие, привлечение и грамотную работу серьёзных инвесторов. Что мы наблюдаем в Смоленской области с момента прихода туда Островского? Регресс, стагнацию, которую губернаторы, подобные Островскому, предпочитают называть «стабильностью». Но заявки на стабильность сегодня уже нет. Сегодняшняя цель губернаторов – прорыв. Те главы регионов, которые с трудом удерживают политическую и экономическую ситуацию, называя всё это стабильностью, – аутсайдеры.

Смоленская область – пограничный регион – в свете процессов экономической интеграции с Белоруссией является лакмусовой бумагой этого важного межгосударственного развития. Оставлять такую территорию в руках бездарного руководителя, на мой взгляд, контрпродуктивно.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Столица Татарстана Казань, традиционно занимающая топовые строчки многих отраслевых рейтингов по качеству жизни, во многом определяет и высокую оценку экспертами всего региона – Республики Татарстан. Так было не всегда.

Казань и Татарстан в целом начали масштабно меняться с приходом серьёзного менеджера в лице Натальи Львовны Фишман-Бекмамбетовой – сегодня она советник на общественных началах президента республики Рустама Минниханова и супруга всемирно известного кинорежиссера Тимура Бекмамбетова. Она задала новые направления и новый тренд внутренней политики страны. Именно её авторству принадлежит принцип «соучастного проектирования». То есть вовлечение населения в участие в общегородских и региональных проектах, будь то благоустройство дворов или общественных пространств.

Казань сегодня стала чем-то вроде колыбели молодых талантливых архитекторов, которые по всей стране помогают администрациям регионов и задают уровень и направление инфраструктурного развития.

Достойную конкуренцию казанским архитекторам сегодня могут составить, разве что, молодые ярославские архитекторы и главный архитектор города Калуги, которые имеют свою школу и багаж достойно выполненных проектов за плечами.

Пробивной характер Бекмамбетовой, которая аргументировано и стойко ведёт свой курс (ведь далеко не все чиновники сразу соглашаются с перспективами новой реальности), перенастроила всю Казань, что при очень жёсткой вертикали власти в РТ не могло обойтись без одобрения главы Татарстана.

Большая проблема практически любого российского региона – отток молодежи. В Татарстане верно понимают, что, если преобразить инфраструктуру, сделать комфортным проживание в любом уголке, то желающих покинуть место станет меньше. В Казань тянется народ, несмотря на то, что это национальная республика. Люди находят здесь сегодня себе применение.

Поэтому ныне Татарстан и его столицу можно назвать локомотивом развития инфраструктуры российских регионов.

Конечно, надо признать несопоставимость бюджетов, и столь высоко поднять планку дано не каждой территории. Поэтому я бы рекомендовал руководству Татарстана и Казани выступить волонтерами этого движения и делиться лучшими практиками развития с нуждающимися регионами.    

———————

Роман Старовойт – полная противоположность предыдущего губернатора Курской области. За почти 20 лет управления регионом его предшественника Александра Михайлова в местном обществе накопилась серьезная усталость от власти, а самое неприятное – сформировалось значительное недоверие к областной администрации.

Как бы в противовес прежним тяготам (а Михайлову ставили на вид ещё и злоупотребление спиртным), молодой спортивный современный Роман Владимирович Старовойт воплощает собой позитивные ожидания и начало развития.

На старте он получил большой кредит доверия – более 80% населения Курской области отдали ему свои голоса. Обычно после такого триумфального вступления в должность и начала управления без приставки «врио» во многих регионах наблюдается откат рейтинга главы – непопулярные решения, без которых нельзя обойтись, этому способствуют. В Курской области этого не наблюдается. Каждый шаг Старовойта – продолжение его предвыборной программы и подтверждение гарантий, которые он давал населению. Люди эту последовательность замечают и ценят.

В некоторых бюджетных отраслях, в той же администрации, работники впервые за много лет бесперебойно получают заработную плату. Курск обрёл статус столицы региона, и городское население, которое составляет большую часть электорального поля курского региона, выказывает Старовойту максимальное доверие.

Буквально совсем недавно Курск потрясла серия серьезных коммунальных аварий, в результате которых десятки тысяч курян остались без отопления и горячей воды при минусовой температуре воздуха. Стоит отметить быструю и адекватную реакцию губернатора на случившееся. Под его руководством был создан оперативный штаб, в который вошли мэр Курска Виктор Карамышев, курирующий заместитель губернатора по ЖКХ с большим опытом работы в данной сфере Алексей Смирнов и другие специалисты областной, городской администраций и соответствующих ведомств. Всем нуждающимся были предложены обогревательные приборы. По требованию губернатора со стороны генерирующей компании «Квадра» в Курск впервые приехало федеральное руководство такого уровня, и в столь короткие сроки, для оперативного контроля над произошедшими авариями. Оно, руководство, заверило, что в следующем году программа реконструкции тепловых сетей будет намного обширнее, и что есть большая вероятность того, что курский регион попадет в федеральную программу по замене коммуникаций.

В этой связи стоит отметить и предельно короткую дистанцию для общения с губернатором, которую выстраивает Старовойт. Он открыт, доступен, работают все его социальные сети, и люди получают ответы. Старовойт занимается спортом в городских парках, где можно с ним рядом пробежаться и что-то спросить. Думаю, Курск не помнит такой доступности власти, и этот контраст также идет в плюс губернатору.

Конечно, не всем нравится такой успех. Так, недавно мы наблюдали визит в Курскую область человека-провокатора Варламова. Блогера, который свою известность пытается максимально монетизировать. Визитёр отчитался репортажем о Курске в мрачных, неприглядных тонах. Однако мы помним пример Ижевска, который был очень низко оценен блогером, но после этих заметок компания его супруги получила подряд на выполнение проектных работ в центральном парке столицы Удмуртии. Сегодня с достаточной периодичностью Варламов торпедирует Курск почти наверняка для того, чтобы выбить очередной подряд. Такое «соревнование» онлайн сегодня в любом регионе выигрывают блогеры, поэтому, считаю, не надо идти на поводу у медиа-шулеров и становиться его участниками. Но, к сожалению, Курск ввязался в это неравное состязание. Советник губернатора Анна Коновалова отреагировала на заметки Варламова приглашением ещё раз посетить Курск, на мой взгляд, совершив тактическую ошибку, которую, впрочем, думаю, сумеет исправить, опираясь на свой энтузиазм и талант.

Несколько удивляет негативная активность делегированного на «золотом парашюте» в Совет Федерации от области бывшего её руководителя сенатора Михайлова. Недавно на телеканале, который, кстати, принадлежит одному из бывших сенаторов от Курской области Виталию Богданову, Михайлов критически высказался в адрес Старовойта, упрекая его в, якобы, перекосе внимания в сторону областной столицы и отсутствии деятельности на других участках региона. Думается, эти выпады могли быть спровоцированы политикой равноудаления от каких бы то ни было финансовых и элитных групп. Подобные покусывания только подтверждают недовольство различных структур, которые вынуждены сегодня наравне с другими участвовать в прозрачной конкурентной борьбе за подряды или высокие должности. Так, наблюдался и небольшой демарш в Суджанском районе, где не выбрали ставленника действующей областной администрации, а местным бизнес-группам удалось выбрать «своего» руководителя представительного собрания. Это может послужить сигналом другим главам районов, которые ожидают определенной ротации, что можно принимать самостоятельные решения и сохранять «статус-кво» безнаказанно.

Впрочем, реальные дела губернатора для жителей региона более убедительны, чем наветы заезжих медиа-гастролёров и наскоки ресурсных бизнес-элит. Высоко общественность оценила придание губернского статуса оркестру Сергея Проскурина, который сегодня признан жемчужиной и визитной карточкой региона, является активным участником международной культурной повестки, которую формирует в этой части и Курская область.  

Деловой и прозрачный подход к работе Старовойта отмечают и в местном парламенте не только дружественные губернатору «единороссы», но и представители оппонентов, таких солидных, как КПРФ.

Областная администрация сегодня напоминает трудящийся улей, опять же, сильно контрастируя с прежней системой управления. Перенастройка в самом разгаре. Первый уровень замены ключевых постов произошёл. Теперь идут более глубокие интеграционные процессы, перераспределение полномочий между городом и областью. В Курске новый мэр – Виктор Николаевич Карамышев, который сложил в пользу нового поста полномочия депутата Госдумы, что само по себе очень несвойственно большинству представителей современной политической элиты. Сам он не из команды Старовойта, но при этом все отмечают его как замечательного управленца. Таким образом, две эти фигуры, на мой взгляд, продуктивно дополняют друг друга.

Старовойт – губернатор с современным взглядом, использующий проектное управление, для которого определяющим фактором расстановки команды является профессионализм и способность принятия самостоятельных решений. Он выстраивает команду, которой не нужно каждый день управлять в ручном режиме.

Думаю, что такая стратегия приведет к продуктивным результатам. Надо понимать, что, к сожалению, курский регион очень долго находился в страте отстающих территорий. Поэтому даже малейший позитивный результат здесь уже будет воспринят как прорыв, а значит, несмотря на сложности, кредит доверия позволит новой администрации последовательно и без каких-либо препятствий разгребать накопившиеся завалы. 

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Курск дождался определенных перемен. Сегодня мы наблюдаем, как полностью меняется подход к управлению городом. Это не просто улучшения и предложения, а кардинальная смена развития: областная столица претерпевает более современный, более жёсткий подход, при котором поставленные задачи реализуются в более динамичном, чем ранее, темпе.

Единственное, что на данном этапе вызывает у меня небольшое опасение – все ли смогут справиться с такой постановкой задач и динамикой их выполнения? Очевидно: для претворения в жизнь нового курса необходимо привлекать в команду нового градоначальника Виктора Карамышева профессионалов, я бы назвал их дополнительными «бойцами», которые привыкли работать в таком же режиме, как и Виктор Николаевич. Карамышев – руководитель федерального уровня и его требования соответствуют очень высокой планке.

Сегодня идет перезагрузка управленческого аппарата во всем регионе: помимо смены мэра областной столицы у нас новый глава региона – Роман Старовойт. Определенные изменения особенно заметны после долгого руководства предыдущей команды – «из прошлого». Сегодня у курян более высокие требования и они ожидают, что перспективный проект развития нашего региона, сердцем которого является Курск, новым управленцам удастся реализовать.

Не меньше надежд куряне связывают и с разрешением вопросов, которые уже, как говорится, набили оскомину. Это приведение в порядок площади перед драматическим театром им. Пушкина в центре нашего города, месте притяжения, как горожан, так и гостей Курска. Уже идет полная реконструкция этого места. И, хотя это пока малая толика того, что предстоит сделать, но уже радует перспектива, как благоустройства площади, так и скорое появление там большого красивого фонтана. Сегодня даже на мелочи, с которыми можно справиться быстро и без особых затрат стали обращать внимание.

В целом, прогнозируя отношения двух новых знаковых для региона руководителей – Старовойта и Карамышева, отмечу, если глава администрации региональной столицы имеет свое мнение и может его озвучивать – это очень хорошо, это приводит к достаточно высокой результативности. Потому что, если мэр – выходец из команды губернатора, был его замом или руководителем какого-то регионального департамента, то он априори привык соглашаться и не иметь своего мнения, а если и иметь, то пользоваться им очень умеренно и аккуратно. А когда выстроены партнерские отношения между руководителем столицы региона и руководителем региона – на мой взгляд, это более верная и эффективная сшивка.

Поэтому, возвращение в регион Виктора Карамышева – яркого политика федерального масштаба, фактически ровню себе — правильное решение Романа Старовойта для того, чтобы выстроить команду и дать результат. А когда губернатор начинает относиться к мэру, как к своему заму и вручную регулирует все хозяйство города, по своей занятости и количеству задач зачастую не успевает везде, и начинается просадка. В данном случае есть очень большие надежды, что такой сценарий исключен.