Будуев Николай Робертович
Политик. Историк. Депутат Государственной Думы РФ
Комментарии эксперта:
Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)
Протестная ситуация в Улан-Удэ, сложившаяся после выборов мэра бурятской столицы, стала неожиданной для большинства её вольных и невольных участников. Думаю, для полноценных оценок случившегося ещё не настало время, но, по большому счету, можно отметить, что власть в таких случаях должна идти в народ и разговаривать с людьми.
Городские волнения лишний раз напомнили власти, что протестный потенциал в регионе растёт, это не секрет. Республика многонациональна, переживает большие миграционные процессы. Все это на фоне проблем в экономике. Это, прежде всего, безработица, которая очень сильно влияет на социальное самочувствие граждан. Люди часто не видят перспектив и готовы хвататься за любую соломинку, идти под знамена различных «глашатаев из народа» — таксистов-блогеров.
Интернет сегодня стал центром мобилизации протестных групп. Голос традиционных СМИ оказался в этой истории менее значимым, чем трансляции в Инстаграмм и Ютуб. Реакция шла по нарастающей. Хотя началось все совершенно безобидно — с избирательной кампании.
При этом я считаю, что победа Шутенкова честна и справедлива. Он более популярен в столице, чем его конкурент-коммунист Мархаев. У последнего, безусловно, есть свои сторонники, но в ходе выборов, многих встреч и общения с простыми горожанами я могу утверждать: большинство жителей Улан-Удэ поддерживает Шутенкова. Протесты же не столь масштабны, как это может показаться на первый взгляд.
Политически Республика Бурятия в последние годы была более-менее стабильной. Массовых протестов (не считая локальных вспышек с участием полутора десятка человек) здесь не было. Поэтому сейчас органы власти оказались не готовы к подобной ситуации. Ведь сентябрьские акции протеста организовали те же самые люди — из локальных несанкционированных выступлений, — год назад протестовавшие совсем на другую тему — в защиту закаменского леса. Тогда они смешали и экологию, и некую ксенофобию, вкусили первые плоды популярности – мгновенной, лавинообразной. Сейчас происходит нечто похожее. Но четко не сказано, а какие именно требования выдвигают протестующие? Заявлений нет. Складывается впечатление, что свою долю негативного эффекта от происходящего в городе получил не только вновь избранный мэр, но и его оппонент, сенатор Мархаев, который фактически оказался заложником классической ситуации: то ли массами управляют, то ли массы управляют Мархаевым.
Ситуация с протестами в любом случае очень поучительная. Властям стоит задуматься: как реагировать на эту и подобные ей ситуации в дальнейшем.
Новый мэр во всей этой ситуации ведёт себя сдержанно. Он, как и многие представители местной власти, не имеет политического опыта. Отсутствие понимания, как действовать в такой ситуации, и привело к такой медленной и неэффективной реакции, как, например, заявление первого зампреда правительства, назвавшего выступающих «чертями». Потом он извинился.
Правильный совет дал Хамбу Лама, который призвал власть сходить на площадь и помириться с людьми. Но Алексея Цыденова и Игоря Зураева тогда по разным причинам не было в республике. Спикер хурала Владимир Павлов тоже не проявил себя.
На этом фоне новый мэр работал в обычном режиме, объезжал социальные объекты, интересовался социальной инфраструктурой — то есть работал как обычный градоначальник, обеспечивал работоспособность городского хозяйства. Игорь Шутенков, персона которого стала поводом для кипения страстей, человек в регионе не новый, до избрания мэром (хочу заметить, что он официально избран народным большинством!) работал два с половиной года первым заместителем председателя правительства Бурятии — бок о бок с главой республики Алексеем Цыденовым. Он вписан в местную элиту, предсказуем для неё.
С избранием Шутенкова город и регион начали, наконец, работать как одна команда, произошла полная синхронизация. Для развития республиканской столицы отсутствие трений между чиновниками разных властных этажей, взаимопонимание, содействие, в столь непростое время очень важно.
Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)
В рассматриваемый период произошло существенное снижение влияния руководителя администрации Улан-Удэ Зандры Сангадиева. Неформальным сигналом для элит стали формально незаметные, но знаковые для чиновников симптомы: председатель горсовета Александр Голков «выгнал» Сангадиева из его кабинета на 2 этаже администрации Улан-Удэ, в котором на протяжении почти 15 лет сидел предыдущий мэр Геннадий Айдаев. Этот кабинет в глазах чиновников традиционно считался чем-то вроде атрибута статуса главного лица в городе, его традиционно занимали руководители исполнительной ветви власти. Отчет Зандры Сангадиева о работе администрации города за год состоялся в зале администрации Улан-Удэ в присутствии журналистов, депутатов горсовета и сотрудников Администрации, отчет Александра Голкова состоялся в театре в присутствии нескольких сотен представителей общественности города и т.д.
Но самым главным признаком слабости Зандры Сангадиева стала неспособность принимать самостоятельные кадровые решения. С момента его избрания на должность сити-менеджера в феврале 2015 года он не назначил ни одного «своего человека». Александр Голков, напротив, пролоббировал назначение своих людей на должности первого зама руководителя Администрации; председателя комитета по строительству (вопреки протестам прокуратуры из-за факта привлечения его протеже к административной ответственности); руководителей «Водоканала» и дирекции по паркам и т.д.
Зандра Сангадиев не смог оказать влияния на ситуацию со скандальным увольнением директора муниципальной компании «Тивиком». Наиболее значимым стало увольнение с должности руководителя МУП «Управления трамвая», хотя Зандра Сангадиев не раз заявлял, что он категорически против этого.
Напротив, Александр Голков открыто пытается вывести свою активность на республиканский уровень: муниципальная телекомпания «Тивиком» получила право вещания на всю республику, под видом рыбалок и консультаций Александр Михайлович налаживает контакты с коллегами из сельских муниципальных образований, массовыми тиражами издается бесплатная газета «Улан-Удэ» и т.д. При этом глава региона Вячеслав Наговицын не проявляет никакой активности, теряет инициативу. Среди наблюдателей начала распространяться версия, согласно которой Вячеслав Наговицы не пойдет на следующий срок и его заставят сделать преемником Александра Голкова. При этом он активно вступает в конфронтацию с местными элитами, бизнес-сообществом, руководителями ведущих медиа-структур. Нужно отметить, что в этих конфликтах Александра Голкова проявляет агрессию без особой мотивации, в стиле «просто чтобы показать кто в доме хозяин». Таким образом, рассматриваемый период характеризуется существенным ростом активности председателя горсовета Улан-Удэ Александра Голкова на фоне снижения влияния и активности главы региона и неспособности руководителя Администрации Улан-Удэ Зандры Сангадиева к проявлению какой-либо самостоятельности.
Одним из главных следствий кадровой политики Александра Голкова является системное ослабление качественного состава администрации Улан-Удэ и как следствие снижение эффективности ее работы. В условиях острого дефицита финансовых средств, это в ближайшее время может привести к проблемам с прохождением Улан-Удэ осенне-зимнего периода, дальнейшему ухудшению социального климата и дестабилизации общественно-политической ситуации.
Март 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Март, 2015)
В конце февраля депутатами Городского Совета Улан-Удэ на пост Руководителя Администрации МО Улан-Удэ (сити-менеджера) был избран Сангадиев Зандра Гэнденович. Избранию предшествовала напряженная закулисная борьба. Председатель Городского Совета Голков А.М. пытался поставить на должность сити-менеджера Олега Екимовского или Жамсо Гармаева. Руководителю региона Наговицыну В.В. удалось настоять на избрании Сангадиева, тем не менее, Голкову удалось выторговать для Екимовского должность первого заместителя Руководителя Администрации. Как следствие, несмотря на избрание большинством депутатов (27 из 30), Сангадиеву в ближайшее время необходимо будет предпринять существенные усилия для укрепления влияния. В ином случае он рискует играть в жизни города декоративную роль, как его предшественник Евгений Пронькинов.
Как следствие главной задачей Сангадиева становится борьба за лояльность сотрудников Администрации Улан-Удэ, значительное число из которых сейчас ориентированны на Голкова. Насколько успешной окажется работа Сангадиева в этом направлении покажут следующие события:
— утверждение первого заместителя. В случае если будет назначен Екимовский, можно будет делать вывод что Сангадиев не имеет влияния и воли к борьбе за его обретение;
— изменение структуры Администрации Улан-Удэ (сокращение ненужных структур, созданных под лояльных людей – Управление общественной безопасности и т.д.);
— отмена решения Горсовета о том, что депутаты Городского Совета имеют право своим решением отправлять в отставку любого сотрудника Администрации;
— разделение пресс-службы (в настоящее время существует единая пресс-служба) и пиар-бюджета муниципалитета (17 млн.руб.), обретение контроля над медиа –ресурсами мэрии (телеканал Тивиком).
Как видим в основном речь идет о решениях, которые будут исправлять ситуацию, когда перекос в полномочиях произошел в пользу Горсовета. По сути, мэр Голков узурпировал власть в Улан-Удэ, систематически вторгается не в свою компетенцию, превышает полномочия, что противоречит принципу разделения властей.
Об отношении населения к фигуре Сангадиева пока говорить рано, он практически неизвестен. Вместе с тем, стартовые условия для Сангадиева сложились неплохие, он является компромиссной фигурой и поддерживается частью депутатского корпуса Горсовета (минимум 12 человек при любых обстоятельствах), обладает поддержкой Главы региона (хотя он значительно ослаб в последние полгода), поддержкой части правоохранительных органов, заинтересованных в прекращении коррупционных проявлений в мэрии.
Таким образом, ближайшее время покажет намерения Сангадиева. Если он проявит политическую волю, то имеет все шансы укрепить свое влияние.