Бондарев Василий Владимирович
Лидер проекта «НЕдоступная среда», эксперт по формированию доступной среды (г. Санкт-Петербург)
Комментарии эксперта:
Октябрь 20, 2015| Национальный рейтинг: Доступная среда
В рамках проекта «НЕдоступная среда» мы проводим пропагандистскую работу, с целью обратить внимание проектных и строительных институтов на те нюансы, которые жизненно важны для людей с ограниченными возможностями. В Санкт-Петербурге очень хорошо развивается социальное такси. В конце прошлого года на квалификационном отборе участвовало много спецтранспорта. Мы четко фиксировали каждый автомобиль, угол наклона аппарели или пандуса, высоту проема двери, наличие подъемника и ремней безопасности. По сравнению с прошлым годом, когда на весь город было 3 автомобиля с подъемниками, в нынешнем году дефицита с транспортом уже нет. Теперь добиваемся качества оказания услуг!
В метрополитене Петербурга дела обстоят более или менее. На всех станциях присутствуют специальные устройства для транспортировки инвалидов на кресло-колясках (исключая электрические кресло-коляски) по лестничным маршам и эскалаторам (ступенькоход и устройство ТЭМИ). Однако, контролеры метрополитена предлагают оказать помощь без этих специальных устройств на руках, рискуя жизнью инвалида и возлагая на себя очень большую ответственность, мотивируя данные поступки словами «так же быстрее»!
Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. С 2011 года количество низковольтных автобусов и троллейбусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после пару неприятных случаев, когда инвалид выпрыгнул из автобуса, получил травму, сломал кресло-коляску. Воспитанием водителей и кондукторов занимаемся часто, так как с другом, который передвигается на электрической кресло-коляской, любим пользоваться общественным транспортом. В последней раз нам откидывали аппарель не специальным крюком, а вешалкой для одежды. К примеру, на маршруте 12 троллейбусов, из них 5 низкопольных, и они могут пойти не по очереди с обычными, так нам пришлось один раз пропустить 4 троллейбуса с интервалом в 19 минут. В часы пик делать в общественном транспорте нечего – давка.
Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с обеспечением выхода на улицу. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются обеспечивать доступным входом/выходом в/из жилого помещения, перекладывая эту учесть на жильцов. Дорожными организациями не всегда выполняется ремонт, который идет на пользу инвалиду! Был съезд/сход с тротуара 2 см. после ремонта стал 5 см. Была остановка общественного транспорта 19 см., стала 11 см.
Говоря об учреждениях можно сказать, что работа ведется, но не всегда верно и по нормативам. Местами устанавливают узенькие аппарели и кнопки вызова персонала, решив, что таких полумер будет достаточно для галочки.
Для инвалидов по зрению делается очень мало. Выполненная тактильная разметка из гранитных плит в центре города противоречит здравому смыслу и уводит в неизвестном направлении, но точно не через дорогу по пешеходному переходу.
Буквально недавно мы в рамках проекта «НЕдоступная среда» обратились в 18 районов Санкт-Петербурга с просьбой предоставить нам перечень доступных объектов района. В ответ мы получили идентичный ответ от всех, что, мол, в интернете есть открытый информационный портал разработанный комитетом по социальной политике, на котором отмечены все объекты, которые прошли анкетирование, и в том числе доступные для инвалидов. Мы перешли на портал, выбрали пару доступных объектов, проверили их, и выяснилось обратное. Объекты были недоступны и имели множество нарушений. Этот факт обмана населения был самым неприятным моментом.