Багдасарян Вардан Эрнэстович

Доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН. Эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Декан исторического факультета Московского государственного областного университета

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

При оценке деятельности персоналий власти любого уровня принципиально важен выбор методологии рассмотрения его деятельности. Доминирует как на уровне обыденного сознания, так и СМИ персоноцентиричный подход, согласно которому все достижения, равно как и неудачи есть результат эффективности деятельности высшего руководителя. Конфуз последнего времени с оценкой экспертами Дональда Трампа показал, что персоналий власти, в действительности, вторичен по отношению к системе. Соответственно, второй подход, который в противоположность первому можно определить, как научный, и заключается в рассмотрении деятельности руководителя через призму инкорпорации его в определенную систему. Его успехи и неуспехи — на 90 % фактор состояния системы и максимум на 10 % — личные качества. В этом соотношении и следует, очевидно, рассматривать деятельность любого губернатора, понимая, что любой персональный рейтинг имеет условный характер и продуцируется преимущественно системными причинами. Московская область — не рядовой субъект Российской Федерации. Связь со столицей обозначает в качестве двух сторон одной медали, как использование прекрасных возможностей столичной концентрации финансовых ресурсов, так и при неблагоприятной ситуации — особо острого проявления региональных диспаритетов. Следует напомнить об эффекте С.К. Шойгу, вышедшего сегодня на вторую позицию в рейтинге популярности российских политиков, который, как известно, до назначения на пост министра обороны находился некоторое время в должности губернатора Московской области. Нынешний губернатор Московской области Андрей Воробьёв реализовал фактически максимально имевшиеся у него в рамках существующей системы потенциалы. С приходом Воробьёва Московская область резко рванула вперед по объёмам строительства, заняв абсолютное первое место с большим отрывом по предоставлению нового жилья. Существенно улучшилось транспортное снабжение и «бич Подмосковья» — пробки, если не были сняты с повестки острых проблем, то, во всяком случае, снизили остроту. Появившиеся на дорогах Подмосковья баннеры с великими людьми, проживавшими в прежде в Московской области, отражают проводимую губернатором политику историко-культурного брендирования региона. На всероссийских олимпиадах школьников Московская область занимает устойчиво 2-3-е место, уступая по количеству призёров лишь Москве и конкурируя с Татарстаном, что отражает общий системный уровень школьного образования Подмосковья. Сам А.Ю. Воробьёв воспринимается человеком политической команды президента, что при растущем президентском рейтинге благоприятно влияло и на восприятие губернатора. Однако современный политический процесс продуцирует определенные угрозы и вызовы, которые в случае их игнорирования грозят перерасти в серьёзные проблемы для губернаторской власти Подмосковья. Московская область по объективным причинам (дороговизна жилья в Москве) занимает первое место в РФ по притоку мигрантов. Расширение миграционных анклавов, одной стороны, и усиление мигрантофобии с другой, может обернуться столкновениями на национальной и религиозной почве. И превентивное реагирование здесь крайне необходимо. Сохраняется заметный разрыв в оплате труда работников бюджетных сфер Москвы и Подмосковья. Данные официальной статистики о заработной плате врачей и учителей не соответствуют действительности и только порождают недовольство. Наиболее профессиональные кадры в ситуации значительной разницы в заработной плате предпочитают потратить большее время на дорогу, чтобы работать в столице. Вероятно, проблема снижения диспаритетов Москвы и Подмосковья должна решаться совместно руководством обоих субъектов Федерации при участии федеральных органов власти. Ввиду близости Москвы молодежь Подмосковья будет активно обрабатываться в перспективе президентских выборов 2018 года со стороны «оранжевой оппозиции». Соответственно, перед губернатором встает вопрос организации среди подмосковного населения системной просветительской работы. Важно не впасть в искушение реформ по неолиберальному образцу под модными идеологическими лозунгами перехода к новым технологиям. Предложениями такого рода бомбардируются сегодня многие главы субъектов Федерации, включая и губернатора Подмосковья. Реальное улучшение качества, если рассмотреть суть этих предложений, сомнительно, а вот социальная дестабилизация — весьма вероятна. Широкий резонанс, ввиду вмешательства президента после соответствующего вопроса на «Прямой линии», вызвала ситуация вокруг мусорного полигона «Кучино» возле подмосковной Балашихи. И в этой истории отразился весь описанный выше контекст деятельности губернатора – пространственный – соседство Московской области с Москвой и временной – приближающиеся выборы 2018 года. А.Ю. Воробьёв оказался в данном случае заложником данных контекстов. Свалка существует с 1964 года, и по возрасту старше губернатора Подмосковья. То, что вопрос о ней на президентском уровне был поднят именно сейчас – не случайно. Тема экологии и раньше безотказно действовала в качестве прикрытия политической борьбы. Достаточно напомнить распад СССР – протестное движение инициировалось первоначально под видом легальных форм борьбы за экологию, а уже затем обнаружило свои истинные цели. Применительно к Московской области эта технология уже апробировалась в истории с Химкинским лесом. Есть, таким образом, все основания видеть в инициировании скандала с «мусоркой» признаки начала политической борьбы. Контекст местоположения определяет ту ситуацию, что мусорные отходы Москвы будут неизбежно сваливаться в Подмосковье. Внутри Москвы это исключено. Везти в более дальние Субъекты Федерации – абсурдно. А Московская область достаточно плотно заселена, и потому, где бы ни была расположена «мусорка», найдутся жители, чьи интересы будут ущемлены. Закрытие полигона «Кучино» решает в этом смысле проблему для жителей близлежащих микрорайонов Балашихи, но не решает другую проблему – куда девать мусор? Основные объёмы мусора даёт Москва, отвечает – Московская область. Конечно, можно в перспективе ставить задачи организации системы мусоропереработки, но это опять-таки не масштаб решений одного губернатора, а взаимодействия федерального, столичного и только в третью очередь областного руководства. Московская область представляет собой связующее звено между Москвой и остальной Россией и в этом отношении на неё выпадает решающая роль в развертывающихся политических и социальных процессах. Соответственно, особая ответственность ложится и на плечи губернатора Московской области. Хотелось бы пожелать ему оказаться на высоте адресуемых возглавляемому им региону исторических вызовов.