АрининАринин Александр Николаевич

Доктор политических наук, директор Института федерализма и гражданского общества, депутат Государственной Думы РФ (1993-1999 гг.)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Январь 22, 2016| Национальный Рейтинг Депутатов (№3, январь 2016)

Выборы Государственной Думы 18 сентября 2016 г. значительно обновят количественный и качественный состав депутатов. Это произойдет благодаря, во-первых, запросу российского общества на формирование нового – ответственного и компетентного депутатского корпуса, законодательно обеспечивающего необходимые реформы. Во-вторых, благодаря новым правилам выборов депутатов. Так, 18 сентября 2016 г. депутаты вновь после 2003 г. будут избраны по 225 одномандатным избирательным округам. Например, в Москве по одномандатным избирательным округам будет выбрано 15 депутатов, соответственно в Московской области – 11, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае по 8, Свердловской и Ростовской областях по 7, Республиках Башкортостан и Татарстан по 6 и т.д. Это будут депутаты, победившие в конкурентной, открытой борьбе, имеющие значительный политический потенциал. Очевидно, большая их часть будет представлять Общероссийский народный фронт.

Ныне действующим депутатам для переизбрания придется сильно постараться. Кандидат должен предоставить избирателям, во-первых, полную и достоверную информацию о своей работе в Думе в 2012 – 2016 гг. с помощью различных информационных коммуникативных средств, личных встреч с ними. Это следует сделать как во время проведения предварительного голосования (праймериз), по отбору кандидатов, так и в процессе выборов депутатов в Государственную Думу. Во-вторых, кандидат должен разработать и представить избирателям конструктивные предложения — программу законодательной деятельности, отвечающей национальным интересам России и вызовам, которые перед ней сегодня стоят.

Обновление депутатского корпуса будет связано и с новыми правилами, введёнными федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы» от 14 февраля 2014 г., которые касаются декларирования ряда сведений кандидатами в депутаты. Это сведения о собственности, находящейся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата. Это также сведения о расходах, как кандидатов, так и членов их семей: супруга или супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.

В условиях сложного экономического кризиса, который в настоящее время переживает Россия, Государственная Дума в 2016-2021 годах должна заниматься, в первую очередь, вопросами законодательного обеспечения проведения необходимых реформ, направленных на модернизацию страны. При этом определённая часть реформ будет непопулярна в народе. Во-вторых, Государственной Думе следует создать механизм прозрачности работы депутатов, установив тем самым общественный контроль над их деятельностью. Это заставит каждого депутата ответственно относиться к своим обязанностям – работать во время пленарных заседаний, а не прогуливать их, активно встречаться с избирателями, а не имитировать эту деятельность.