anuf2Ануфриенко Светлана Игоревна

Руководитель проекта «Туристская Ассоциация регионов России»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 08, 2016 | Национальный Туристический Рейтинг (№2)

В прошлом и текущем году, согласно статистике, наблюдается рост внутреннего и въездного туризма, увеличился приток туристов в регионы. С одной стороны, в этом есть заслуга самих субъектов России. Это стремление проводить событийные мероприятия, поиск тем и поводов для их организации, стремление вовлекать детей и молодежь в межрегиональные культурно-познавательные проекты и маршруты, разнообразить сувенирную продукцию и сделать ее оригинальнее, а также усилия по продвижению туристских ресурсов.

Сдругой стороны – росту турпотока в России способствовал ряд косвенных факторов (закрытие Турции и Египта, высокая стоимость зарубежных поездок для российских туристов,проблемыбезопасности за рубежом,невозможность выезда за рубеж для ряда госслужащих и т.д.).

Из серии мероприятий, активно популяризирующихся, можно отметить Национальную туристскую премию «Russian Event Awards». В данное мероприятие вовлечено большое количество регионов. Туристские администрации с большой охотой участвуют в проводимом конкурсе.

Из межрегиональных туристских маршрутов выделяются проекты «Красный маршрут», «Великий чайный путь». Много говорят о «Серебряном ожерелье России» и «Великом волжском пути». Хотя, на мой взгляд, о каждом этом проекте больше разговоров, чем реального количества приехавших туристов.

Появилось у нас и новое направление – социально ответственный туризм. Этот тренд развит во всем мире, пришел он и в Россию. Во время путешествия турист вовлечен в полезную созидательную деятельность, благодаря которой он духовно обогащается сам. Это может быть природоохранная деятельность, социальное или событийное волонтерство, восстановление храмов, участие в раскопках и т.п.

Вместе с тем приходится отмечать, что эффективность туристских проектов и проводимых мероприятий в отрасли крайне низка. Туристская индустрия и туристское отраслевое сообщество «варятся в собственном соку». В большинстве регионов нет прорывных результатов.

Статистика внутреннего туризма в субъектах РФ приблизительная, доля туризма в ВРП и ВВП также неадекватно оценена. Многие регионы не знают, какие объекты туристской инфраструктуры и на какие средства должны быть построены в ближайшие 5–10 лет.

Проводимые форумы и мероприятия, как правило, не приводят напрямую к росту количествамассовых туристов. Отмечаю неэффективность расходования средств на программы продвижения. Большинство реализуемых программ и инструментов продвижения не работают или недостаточно эффективны, устарели.

Несмотря на все усилия, в федеральном центре и в регионах реализуется четкая неосознанная установка не на результат, а на процесс (продвижение, выставки, программы, заключение соглашений и т.п.), то есть происходит подмена понятий. К примеру, результатом работы считается проведенный форум, а не конкретное количество туристов, которые благодаря этому мероприятию будут потом приезжать в данный регион.

Субъекты РФ продолжают много лет жить в парадигме: нет туристов – нет денег, нет инфраструктуры – нет туристов.

Необходимы принципиальная смена существующей парадигмы, целеполагания и оценки результатов в отрасли, отход от принципов патернализма, изменение методов продвижения туристских ресурсов и турпродукта, поиск и использование инноваций для создания экономичных и экологичных объектов туристской инфраструктуры, поиск финансирования и актуальных решений в смежных отраслях и институтах развития.