anuf2Ануфриенко Светлана Игоревна

Генеральный директор ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Туристская Ассоциация регионов России» (ТАРР)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 20, 2018 | Национальный туристический рейтинг-2018

Уходящий год характеризуется как благоприятными, так и отрицательными событиями и тенденциями.

К проблемам можно отнести низкую платежеспособность населения, неготовность большинства граждан тратиться на путешествия, экономию средств, несформированность в широком сознании россиян культуры туризма и путешествий как нормы жизни. Регулярно путешествует только определенный сегмент населения.

Туроператорскую среду в уходящем году поразил вирус банкротств. В целом в предпринимательской деятельности наблюдается повсеместная нехватка денежных средств.

Это, в частности, выражается в стремлении к бартеру услуг и товаров при взаимных расчетах, отсутствии свободной денежной массы, в сходстве с ситуацией девяностых. Например, при участии в масштабном выставочном мероприятии экспоненты, выражая активное стремление презентоваться, испытывают трудности в прямой оплате выставочных площадей и оборудования, предлагают взамен оплату товарами и услугами: авиакомпании – билетами, производители гастрономии – продукцией, телерадиоканалы – эфиром и т. д.

Из позитивных тенденций следует отметить, что появляется все больше информации о туристских ресурсах регионов, их достопримечательностях, видах туризма.

Отмечается высокое стремление регионов к продвижению информации о себе, созданию своих брендов, наполнению их содержанием. Однако бюджеты на продвижение в большинстве регионов небольшие.

В силу того, что главная цель при распределении бюджетных средств в регионах – выполнение социальных обязательств, то расходы на развитие туризма региональными администрациями определяются зачастую по остаточному принципу.

В туриндустрии произошла серьезная переориентация: туризм на федеральном уровне был отнесен к сектору экономики, к ведению Минэкономразвития России. Такая же переориентация в отношении к туризму как к сектору экономики, на который следует делать ставку, наблюдается в ряде регионов, особенно в тех, где произошла смена губернаторов. 

Отмечается стремление региональных властей к выработке мер по выведению туристического бизнеса из теневого сегмента (Крым, Краснодарский край).

Яркое событие года – ЧМ по футболу – 2018. Событие характеризуется строительством новых объектов инфраструктуры мирового класса в регионах страны, развитием транспортного сообщения, популяризацией благоприятного имиджа России в мире, показательным опытом использования паспорта болельщика.

В текущем году завершается федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма. Мониторинг ее эффективности контрольными органами, к сожалению, демонстрирует много несостыковок, недоработок и явных пробелов.

В текущем году начался эксперимент по введению курортного сбора в пилотных регионах, что уже принесло финансовые результаты, но также требует осмысления и дальнейшей проработки.

На федеральном уровне повысилось внимание к экологическому туризму в регионах, ведется работа над федеральным проектом «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

Повысилось внимание к теме арктического туризма, а также к винному и гастрономическому туризму, что характеризуется большим количеством мероприятий, посвященным данным видам туризма.

Отмечается активное стремление регионов, а точнее их ремесленников и предпринимателей, к производству и продвижению туристических сувениров, в том числе местных продуктов: пастилы, сбитня, мармелада и т. д. Это постепенно становится визитной карточкой места, особенно преуспели в этом Тверская и Московская области, Алтайский край.

Следует отметить значимый для Туристской Ассоциации регионов России и для самих регионов проект, который стартовал в этом году – фестиваль-выставка Первая Туристская неделя регионов России. Она прошла в Москве в парке «Сокольники». Вторая выставка состоится в конце мая – начале июня 2019-го года.

Декабрь 08, 2016 | Национальный Туристический Рейтинг (№2)

В прошлом и текущем году, согласно статистике, наблюдается рост внутреннего и въездного туризма, увеличился приток туристов в регионы. С одной стороны, в этом есть заслуга самих субъектов России. Это стремление проводить событийные мероприятия, поиск тем и поводов для их организации, стремление вовлекать детей и молодежь в межрегиональные культурно-познавательные проекты и маршруты, разнообразить сувенирную продукцию и сделать ее оригинальнее, а также усилия по продвижению туристских ресурсов.

Сдругой стороны – росту турпотока в России способствовал ряд косвенных факторов (закрытие Турции и Египта, высокая стоимость зарубежных поездок для российских туристов,проблемыбезопасности за рубежом,невозможность выезда за рубеж для ряда госслужащих и т.д.).

Из серии мероприятий, активно популяризирующихся, можно отметить Национальную туристскую премию «Russian Event Awards». В данное мероприятие вовлечено большое количество регионов. Туристские администрации с большой охотой участвуют в проводимом конкурсе.

Из межрегиональных туристских маршрутов выделяются проекты «Красный маршрут», «Великий чайный путь». Много говорят о «Серебряном ожерелье России» и «Великом волжском пути». Хотя, на мой взгляд, о каждом этом проекте больше разговоров, чем реального количества приехавших туристов.

Появилось у нас и новое направление – социально ответственный туризм. Этот тренд развит во всем мире, пришел он и в Россию. Во время путешествия турист вовлечен в полезную созидательную деятельность, благодаря которой он духовно обогащается сам. Это может быть природоохранная деятельность, социальное или событийное волонтерство, восстановление храмов, участие в раскопках и т.п.

Вместе с тем приходится отмечать, что эффективность туристских проектов и проводимых мероприятий в отрасли крайне низка. Туристская индустрия и туристское отраслевое сообщество «варятся в собственном соку». В большинстве регионов нет прорывных результатов.

Статистика внутреннего туризма в субъектах РФ приблизительная, доля туризма в ВРП и ВВП также неадекватно оценена. Многие регионы не знают, какие объекты туристской инфраструктуры и на какие средства должны быть построены в ближайшие 5–10 лет.

Проводимые форумы и мероприятия, как правило, не приводят напрямую к росту количествамассовых туристов. Отмечаю неэффективность расходования средств на программы продвижения. Большинство реализуемых программ и инструментов продвижения не работают или недостаточно эффективны, устарели.

Несмотря на все усилия, в федеральном центре и в регионах реализуется четкая неосознанная установка не на результат, а на процесс (продвижение, выставки, программы, заключение соглашений и т.п.), то есть происходит подмена понятий. К примеру, результатом работы считается проведенный форум, а не конкретное количество туристов, которые благодаря этому мероприятию будут потом приезжать в данный регион.

Субъекты РФ продолжают много лет жить в парадигме: нет туристов – нет денег, нет инфраструктуры – нет туристов.

Необходимы принципиальная смена существующей парадигмы, целеполагания и оценки результатов в отрасли, отход от принципов патернализма, изменение методов продвижения туристских ресурсов и турпродукта, поиск и использование инноваций для создания экономичных и экологичных объектов туристской инфраструктуры, поиск финансирования и актуальных решений в смежных отраслях и институтах развития.