АбзаловАбзалов Дмитрий Габитович

Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций

 

 

 

Комментарии эксперта:

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Сразу несколько событий федерального масштаба влияли на позиционирование глав субъектов федерации этим летом.

Серьезным вызовом для губернаторов (а особенно тех, которым в сентябре предстоят выборы и перевыборы) стала инициатива правительства по повышению пенсионного возраста. Главам регионов пришлось срочно смягчать негативную повестку и противостоять на этом неблагоприятном фоне активизировавшейся оппозиции. Методы в этом случае применялись традиционные: отсечение через муниципальные фильтры неудобных конкурентов (в случае выборных кампаний) в сочетании с максимально возможным привлечением в регион высокопоставленных представителей федеральной власти.

Примером удачного замещения негатива, на мой взгляд, стала Москва. Здесь власти активно работали с пожилыми людьми: позаботились о возможности голосования тех из них, кто предпочитает дачные участки по выходным, организовав мобильные пункты голосования в Подмосковье; вернули льготы по проезду пенсионеров в пригородных поездах. То есть тему непосредственно пенсий и возраста здесь удалось «поставить на паузу», увести её за единый день голосования.

Чемпионат мира по футболу, прошедший в России этим летом, сформировал позитивные возможности для представителей власти, в том числе и губернаторов, и они были активно использованы главами субъектов, даже тех, где матчи смотрели только по телевизору. Руководители регионов заметно чаще открывали спортплощадки и участвовали в совместных мероприятиях с футболистами. Запрос на здоровый образ жизни заставил губернаторов выказывать свою спортивность.

Однако главная задача глав субъектов — активно играя на федеральной повестке, в тоже время не запускать решение местных, локальных проблем. К ним относятся тарифы ЖКХ, состояние лечебных учреждений, конкретные ситуации во дворах. Очень важный фактор эффективности глав субъектов федерации в этом ключе – работа с гражданским обществом, молодежью (а она на фоне пенсионного негодования становится крайне важной частью электората), эффективная деятельность на инновационных площадках.

У врио губернаторов особенная миссия – удачно встроиться в региональную власть.

Но не стоит расслабляться и тем региональным лидерам, срок полномочий которых не заканчивается в этом году. От губернатора теперь ждут не только цементирования всего местного политического пространства, но и эффективной работы с экономикой своего субъекта.

И скорее всего не без оснований в экспертных кругах курсирует информация о том, что после осенних выборов очередную группу глав субъектов Российской Федерации попросят пройти «на выход». В большей степени ротация коснётся старожилов, у которых подходят сроки. Однако судьбы региона будут зависеть не только от непосредственно руководителей, но и в целом от эффективности региональных команд (очень многое зависит от тех же вице-губернаторов). Решающими факторами станут экономический, политический и коррупционный, а также умение региональной власти объяснять людям смысл федеральных реформ.

 

Февраль 29, 2016 | Национальный Рейтинг Депутатов (№4, февраль 2016)

Есть такое понятие «win win» — то есть игра с ненулевой суммой, когда по большому счету выигрывают все. На мой взгляд, договорившись о разделе 40 округов, каждая из четырех парламентских партий за счет концентрации ресурсов в результате борьбы может выиграть условно всё. То есть сэкономить ресурсы смогут все. Потому что в данном случае альтернативой является не прохождение кандидатов, а выбор — тратить или не тратить колоссальные средства. Если в целом говорить о пакетном соглашении – то выигрывать от него будут партии, которые имеют сильных одномандатников и хорошую региональную сеть. Однако и небольшие структуры получат серьезные преимущества, так как остальные партии сконцентрируют ресурсы на конкретных округах. Это даст возможность в каких-то неохваченных пристальным вниманием одних партий, проходить представителям других структур, находящихся даже за рамками соглашений, тех партий, которые не имеют шансов преодолеть 5% барьер по пропорциональной системе. Здесь у них есть шанс провести в Государственную Думу – одного-двух кандидатов. То есть такой рациональный подход приведет к усилению возможностей всех политических структур, потому что это позволит с наименьшими ресурсами проводить кандидатов в одномандатных округах.

Стоит отметить, что в различных формах – в форме договора или других формах компромиссного сотрудничества такое разделение усилий на выборах по округам, в той или иной степени существует в различных странах, где вообще есть схема одномандатных депутатов. В отличие от пропорциональной системы, одномандатная предполагает именно победу одного представителя округа: победитель получает всё. Также надо понимать, что одномандатный кандидат более дорогостоящий с точки зрения продвижения, поэтому партии априори будут концентрировать только на отдельных регионах или округах, там, где их кандидат заведомо сильнее других. Но надо понимать, что в пределах всей России сильных одномандатников не так уж и много. А вот выход одномандатников от двух конкурирующих партий, которые будут апеллировать к одному и тому же электорату, может привести к расщеплению электората, прежде всего. В результате проиграют оба кандидата. Распределение округов, таким образом, являются рациональным уменьшением с точки зрения технологической части. Потому что, в конечном счете, партии пытаются найти своего избирателя, и соответственно жесткое противостояние с кандидатом, который является близким, с точки зрения целевой аудитории может привести к серьезным издержкам: имиджевым, финансовым, а также привести к победе третьего случайного кандидата, представляющего другой сегмент. Поэтому логично, что партии пытаются договариваться.

Важная часть успеха партий – это подтверждает общемировой опыт, заключается в договороспособности. Только умение договариваться, идти на компромисс показывает зрелость политической системы как таковой. Партии принимают рациональное решение, которое помогает сэкономить аппаратные, финансовые, что немаловажно в непростой экономической ситуации, ресурсы. В нашем случае вопрос в том, насколько эти договоренности будут серьезными, но в том, что это будет реализуемо, сомнений нет. 

 

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

2016 год будет сопряжен с Единым днем голосования и с федеральными выборами. Это станет важным фактором и обусловит региональные особенности предстоящей кампании по выборам в Государственную Думу. Дело в том, что только в некоторых регионах губернаторы возглавят и федеральный и региональные списки. В большинстве случаев они пойдут в региональных списках, усиливая позиции субъектов РФ.

Другим важным фактором станут федеральные «одномандатники». Дело в том, что это очень сильные игроки, которые, участвуя в национальной кампании, будут «вымываться» из выборов в Заксобрания территорий. Еще одним важным трендом в 2016 году станет «депутатский десант». Надо понимать, что в выборах ЗакСов будут принимать участие парламентарии из Госдумы, которые по различным причинам не пойдут на федеральные выборы. Такие маневры мы уже видели в этом году, когда депутаты участвовали в выборах в региональные собрания. Очевидно, что этот процесс активизируется.

Важным фактором станет изменение федеральной повестки самих выборов. Очевидно, что будут превалировать социально-экономические вопросы и их будет необходимо четко и серьезно обсуждать с избирателями как в малонаселенных территориях, так и в крупных агломерациях. Топ проблем для последних можно назвать уже сейчас: рост продовольственных цен и тарифов ЖКХ, проблемы транспортной доступности и лекарственного обеспечения. 

В основе кампании-2016 будут лежать прозрачность, легитимность, максимальная понятность для избирателей. 

Очевидно, что в сравнении с прошлыми выборами региональные кампании будут более публичными. Иркутская область показывает, почему это произойдет. «Сушить» выборы в крупных агломерациях не получиться, а в формате городской протестной мобилизации серьезные возможности появляются у оппозиции. Поэтому главам субъектов федерации придется грамотно выстраивать политические стратегии публичной политики. И речь тут идет не просто о социальных сетях, а именно о правильной системной работе по выдвижению главы региона, представителей партийного списка и одномандатников. Следует отметить, что в большинстве регионов этого делать не умеют. Так, например, необходимо правильно участвовать в публичных дебатах. От них, скорее всего, нельзя будет отказываться. Чем может закончиться отказ – мы прекрасно видим по Иркутску.

Необходимо будет правильно выстраивать «работу в поле» – количество выездных мероприятий увеличится, отсиживаться в кабинетах не удастся. Причем придется объезжать все, включая региональные центры, населенные пункты с высокой протестной активностью.

Повестка, которую будет продвигать команда поддержки должна быть актуальна. В том числе коррелировать с федеральной повесткой. Необходимо договариваться с, может быть, не очень лояльными, но достаточно популярными игроками, с целью включения их в свою повестку и усиления своей кампании. На примере последнего конфликта губернаторов с мэрами городов или с крупными общественниками – понятно, что это все публичные противоречия, и, прежде всего, они играют на ослабление губернатора. Тут необходимо провести реальную работу.

Госдума изменится – это неизбежно. 50% пройдут через одномандатные округа. Если в предыдущей кампании могли участвовать 4 партии без сбора необходимых подписей, то сейчас речь идет о 14 политических объединениях. Очевидно, что парламентские партии как минимум получат конкурентов в Государственной Думе. Они столкнуться с ними как в среде одномандатников, так и в партийных списках. Очень серьезно усилится левый фланг, например, «Коммунистами России», «Патриотами России» и др. Усилится и право-консервативный фланг, та площадка, которую традиционно занимала ЛДПР. Партиям потребуются новые лица и обновленная повестка, выраженная в программе. Для парламентских партий «расклад» существенно изменится.

Отдельный вопрос – что будет с «Единой Россией»? С точки зрения электоральной поддержки она может усилить свою представительность, за счет одномандатников, как показала практика региональных компаний — добавить себе дополнительные голоса или, в крайнем случае, удержать паритет.

Очевидно и то, что сама повестка в Думе изменится вслед за составом. Приход туда одномандатников принесет с собой региональную повестку: пришедшие депутаты будут плотно завязаны на избирателя и целенаправленно «гнуть региональную линию», обещанную избирателям своего округа: экология – так экология, экономика – значит экономика… Обогащение думской повестки региональной составляющей, повышение политической ответственности  – это тренд 2016 года, который в принципе неизбежен.